Новый Свет сделал жизнь любителей вина менее расточительной и более разнообразной. Чтобы воспользоваться этими преимуществами, стоит узнать, как устроен винодельческий мир за пределами Европы.
По сути выбор вина – это такая занимательная настольная игра для взрослых, цель которой– достичь наилучшего соотношения цена/качество. В этом деле кто-то рассчитывает на блек-джек, кто-то предпочитает покер, а кто-то обстоятельно разложенный пасьянс. Все зависит от склада характера и квалификации. Но кем бы ни считал себя потребитель, на протяжении столетий раздачей «карт» заправляла в основном Франция. В 1980-х на извечную прерогативу французов покусились «выскочки» из Нового Света. Первыми широкое мировое признание получили вина США и Австралии. В 1990-х потребитель открыл Чили, Аргентину и ЮАР. Немного позже компанию им составила Новая Зеландия, ставшая заметной винной державой, несмотря на относительно малые объемы производства.
Появление регионов за пределами Европы и Средиземноморья, производящих качественные недорогие вина, существенно расширило как вариативность игры, так и количество способов достижения успеха. Чтобы напомнить об этих возможностях отечественным потребителям, нынешней осенью магазин Good Wine провел дегустацию вин Нового Света. Все вина были красными, что соответствует нежаркому сезону, и типичными для стран, где они были произведены. Мы предложили четыре образца из представленных магазином вин, и при помощи экспертов постарались описать теперешнее состояние новосветского виноделия в целом.
Игры сортов
Две главные черты, отделяющие хозяйства Нового Света от Старого,– невнимание (очевидно, временное) к идее терруара и моносортовое виноделие. Если европейские виноделы стремятся отразить уникальные условия – свойства земли, климата и проч., в которых десятилетиями произрастает лоза, то их заокеанские коллеги (возможно, за исключением ЮАР) более сосредоточены на сортовых характеристиках винограда.
Преимущественно моносепажные вина Нового Света – следствие стабильно благоприятного (много солнечных дней) климата. «Виноделы Европы вынуждены смешивать ягоды разных сортов не только для того, чтобы сделать напиток более сложным, – объясняет независимый винный эксперт Виталий Ковач. – Часто купажирование разных виноматериалов (например, так называемый бордосский бленд состоит из мерло, каберне совиньона и каберне франа. – Прим. ред.) – это попытка «подрихтовать» вино, то есть компенсировать недостаток солнечных лучей или другие погодные неприятности, которые в Европе не редкость».
У каждой страны Нового Света есть специалитет – один или больше сортов винограда, вина из которых идентифицируют их на мировом рынке. Так, например, Новая Зеландия известна прежде всего благодаря своим совиньон бланам из долины Мальборо, свежесть и яркий фруктовый аромат которых отличают их от французских аналогов из Сансера и Пюйи Фюме. «Но при этом может быть не совсем понятно различие между брендами. На протяжении первых пяти минут десять новозеландских совиньон бланов могут показаться вам абсолютно одинаковыми», – замечает сомелье Good Wine Виктор Олейников. Что касается красных сортов, то в этой категории главная надежда страны киви – пино нуар.
Для Аргентины таким сортом является мальбек. Упования, связанные с ним, в значительной мере оправданы уже сегодня. Местный климат позволил мальбеку раскрыть свой потенциал (этого не случилось на более прохладной родине – в Бордо). Благоприятную погоду на американском рынке для аргентинских мальбеков делает Роберт Пракер, который в последние годы настойчиво занят его популяризацией. Например, Chakana Estate Selection Malbec 2010 года получил от него 94 балла – беспрецедентные для вина стоимостью около 150 грн. Премиальному мальбеку производства Achaval Ferrer, американский критик давал оценку 97-99 баллов (на дегустации в Good Wine было представлено базовое вино от этого производителя). «Также очень хорошее белое и уникальное в своем роде вино аргентинцы делают из торронтеса, – добавляет Виталий Ковач. – Но пробовать лучше не самых простых его представителей».
Главные успехи австралийского виноделия связаны с ширазом.
«Распространенный стереотип об австралийском вине как суперфруктовом, ярком, насыщенном напитке с высоким содержанием алкоголя, не всегда подтверждается, – говорит Виктор Олейников. – Но если вы хотите попробовать именно такое вино, то возьмите Gnarly Dudes хозяйства Two Hands, которое, пожалуй, является квинтэссенцией коммерческого австралийского шираза».
Надо сказать, что самоопределение других стран Нового Света – более сложный процесс. Как свой уникальный сорт в США культивируют зинфандель (например, сладковатый насыщенный Sonoma Zinfandel производства Seghesio, вина которого не раз попадали в топ-100 Wine Spectator). Специалитет ЮАР – пинотаж, выведенный из пино нуара и южноронского сорта сенсо (например, Barista производства Val De Vie, – довольно необычное вино с характерным кофейным ароматом). Однако главных достижений виноделы этих стран добились с другими сортами. «На мой взгляд, именно в Калифорнии делают лучшие в мире моносортовые вина из каберне совиньон, – говорит Виталий Ковач. – На второе место в этой категории я поставил бы ЮАР».
Чили, сделавшая символом своего виноделия карменер, похоже, несколько в нем разочаровалась. Об этом говорит Виктор Олейников: «Местные виноделы поняли, что из карменера вряд ли можно сделать великое вино. И сейчас, на мой взгляд, у них существует определенная проблема с самоидентификацией».
Игры цен
Верхняя ценовая граница новосветских вин представлена виноделами США. После знаменитой «Парижской дегустации» 1976 г. стоимость продукции американских компаний доросла до рубежей, установленных французскими шато. Америка сегодня потребляет больше, чем производит, следовательно, в экспорте не особенно заинтересована.
Противоположным образом ведут себя чилийцы, которые сами выпивают небольшую долю своей продукции, ориентируясь на внешние продажи. В 1990-х они совершили прорыв в нижнем ценовом сегменте, сделав имя своему виноделию с помощью недорогих ($5-6) ярких и понятных сортовых вин. «Они и сейчас – одни из самых доступных, хотя в последние годы производители Чили стали поднимать свои цены, – говорит Виталий Ковач. – Поэтому, на мой взгляд, по соотношению цена/качество сегодня выигрывает Аргентина. На эту страну охотно реагируют покупатели, которым наскучили вина Чили (а таких в Украине уже немало) и которые хотят попробовать что-то новое за ту же стоимость. Аргентинцы сейчас осваивают новые регионы, стремятся делать вина более элегантные и менее спиртуозные, чтобы привлечь женскую аудиторию».
Тот, кто решил перейти на качественные австралийские, южноафриканские и новозеландские вина, должен подкрепить свою любознательность повышением личного дохода. Сегодня найти хорошее австралийское вино за «чилийскую цену» маловероятно. Но, поднявшись, например, до 160 грн., можно обнаружить Footbolt Shiraz от d’Arenberg, которому в Европе за ту же цену трудно найти достойного конкурента.
Базовый новозеландский совиньон блан стоит 80-90 грн. «На этом пороге можно и остановиться. Необязательно брать совиньон блан за 150 грн, – делится тонкостями Виктор Олейников. – А вот за новозеландский пино нуар стоит заплатить побольше. Это вино, купленное за 100-250 грн., будет лишено повышенной кислотности, горечи и других дефектов, которыми грешат базовые вина Бургундии из того же ценового диапазона. Оно наверняка будет более плотным, теплым и фруктовым».
Тем не менее обобщающий вывод о том, что вина Нового Света яркого насыщенного стиля однозначно доминируют в категории до 150 грн., сегодня требует корректировки. «Вы не поверите, но ситуация меняется, – говорит Виталий Ковач. – Юг Франции недавно «взорвался» производством вин, которые приятно удивляют ценой. Не отстают итальянцы и особенно испанцы. За 100 грн. сейчас можно найти очень удачные европейские образцы».
Однако еще более интересной жизнь винного любителя станет, когда в серьезную игру вступят новые страны. К перспективным винодельческим регионам относят Уругвай, имеющий пока немного хороших виноделен, Канаду, недавно удивившую винный мир своим ширазом, а также Бразилию, Индию и, конечно, Китай. «Мне довелось общаться с европейскими специалистами, консультирующими китайских виноделов, – говорит Виталий Ковач. – Они утверждают, что через два-три года можно ожидать очень интересные вина». Китай, надо сказать, сегодня занимает пятое место в мире по объему годовой винной продукции. А европейские винные критики уже освоили произношение таких названий, как Нинся, Ганьсу, Пенглай и проч.
Подготовлено по материалам: www.companion.ua