Категория: Разное

В Перми открылась экспозиция исторических раритетов - плакатов, фотографий, этикеток на пивную тематику

Дата: 2014-01-26 14:46
В рамках старта художественного салона «АРТ Пермь» 16 января 2014 года открылась экспозиция исторических плакатов и ретро-фотографий из коллекции Carlsberg Group. Организаторы выставки - пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group и Музей этикетки из Екатеринбурга. На выставке представлены уникальные экземпляры из коллекции исторических рекламных плакатов разных стилей и направлений, а также старинных этикеток на пивную тематику.
После успешной демонстрации в Челябинске, Екатеринбурге, Омске и Тюмени экспозиция, которая стала частью выставки современных произведений изобразительного искусства «АРТ Пермь», открылась и в Перми.

На выставке представлены одни из первых исторических пивных плакатов. В основном это работы конца 19-го, начала 20-го веков таких скандинавских художников, как Карстена Равна, Поля Фишера, Расмуса Кристенсена, Георга Тормера, Кьельда Нильсена, Михаеля Анкера и, конечно, Эрика Хеннингсена, автора известного всему миру Tuborgman. Эти плакаты давно перешагнули рекламные границы, они легли в основу исторического и культурного наследия. По сути дела, это уже классика жанра.

Юрий Катунин, пивопутешественник и блоггер, сотрудник исследовательского центра компании «Балтика», beer-эксперт: «Самым уникальным плакатом, на мой взгляд, является плакат 1900 года Эрика Хеннингсена «Tuborgman». В 1900 году Tuborg проводил конкурс на создание образа, который в дальнейшем будет использоваться в рекламных компаниях. Хеннингсен проиграл в конкурсе, но директору завода Бенни Дессау этот плакат понравился больше всего. Плакат примечателен тем, что здесь мы не видим самого образа пива, нет ничего такого, что напоминало бы нам о нем. Мы видим лишь человека, который стоит на жаре у дороги. Вообще, эта картина называется «Жаждущий человек», ему жарко, хочется пить, и мы догадываемся, что ему хочется освежиться кружкой холодного пива. В этом и есть уникальность плаката».

В рамках открытия выставки гости совершили небольшой экскурс в историю 18-19 веков – своими знаниями в области пивоварения с гостями поделился известный уральский краевед, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН Владимир Микитюк. Он рассказал о становлении и развитии пивоварения на Урале и в Поволжье, о купце, пивоваре и меценате Альфреде Филипповиче фон Вакано. Австрийский дворянин, фон Вакано развернул в России необъятных размеров пивоваренное хозяйство, разместив пивные склады в более чем 59 городах Поволжья и Урала. При нем в 1881 г. был утвержден устав «Товарищества Жигулёвского пивоваренного завода», ставшего одним из крупнейших пивоваренных заводов СССР.

Значительную часть экспозиции занимает пивная этикетка. Появившись в Западной Европе в конце XIX столетия, с развитием цветной литографии она быстро стала дополнительной рекламой для напитка и ярчайшим способом подчеркнуть его индивидуальность. Посетителям выставки представили коллекцию редких этикеток пива конца 19 - начала 20 столетия, а также этикетки для продукции «питейного короля» Урала А. Ф. Поклевского-Козелл.

Эта коллекция бережно собиралась музеем более 10 лет, многое из представленного выставляется благодаря помощи уральских коллекционеров. Часть этикеток передавалась по наследству в частных коллекциях. Среди самых старых образцов оказались этикетки, найденные в 70-ых годах во время сноса в Свердловске старого дома.

Владимир Микитюк, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН: «На этой выставке почти все экспонаты можно назвать раритетами. Здесь есть этикетки пивзавода купца 2-й гильдии Ивана Фадеева и прусского подданного Эрнста Филитца, а также дореволюционные пивные этикетки братьев Злоказовых. Отдельного внимания заслуживают этикетки завода Чистякова с сыновьями и тюменского завода Н.М. Давыдовской. И, конечно, гости получили возможность увидеть этикетки от «Жигулевского пивоваренного завода».

Подготовлено по материалам: www.dayperm.ru