Аналитики по недвижимости в сфере торговли склонны к единодушному мнению, что в этом сегменте фаза бурного роста начала идти на спад. Показатель темпов ввода новых площадей под торговлю в 2011 году сохранилось на уровне прошлогоднего показателя – 1 млн. м2, при этом общий показатель достигнет уровня 9 млн. м2. разница лишь в том, что крупные торговые сети уже переполнили своими магазинами города-миллионники, поэтому теперь намерены переключиться на регионы.
Статистика по открывающимся новым магазинам показывает, что темпы развития недвижимости в этой области идут на замедление. Согласно данным 2010 года было открыто 1 млн. м2 новых торговых площадей (90 торговыми компаниями). Таким образом, абсолютный показатель по состоянию на 2010 год составил 8 млн. м2. Эти данные приводит информационное агентство INFOline.
Как уточнил Иван Федяков, генеральный директор INFOline, 2/3 от общего прироста по торговым площадям – это доля компаний «Ашан», «Х5 Retail Group» и «Магнит». По его словам: «В 2010 году, который был сложным с экономической точки зрения, освоение новых площадей все же было на 200 000 м2 больше, чем в предыдущем, 2009 году».
Показатель прироста торговых площадей за первые 6 месяцев 2011 года составил около 400 000 м2. однако только сети «Магнит» из числа основных игроков удалось улучшить свои показатели в отношении к прошлому году. По итогам первого полугодия ритейлер из Краснодара расширил свои площади на 96,3 тысячи м2, а к июлю месяцу увеличение площадей составило уже 190,6 тысяч м2. как говорит Иван Федяков: «Фактически сеть «Магнит» открыла на территории страны еще одну торговую сеть – это «Седьмой континент», который на сегодня обладает такими же торговыми площадями».
Х5 ухудшила свои показатели темпов роста. За первое полугодие 2011 года в сеть было введено 50 000 м2 новых площадей, тогда как за аналогичный период 2010 года этот показатель был выше и составлял 60 000 м2. Торговые сети «Ашан», «Лента» и «О’кей» за этот год не открыли новых магазинов. И как уточняет господин Федяков: «Естественно, что открывать новые торговые точки более выгодно к концу года, в этот период начинают резко возрастать показатели продаж. Но подобная ситуация ранее не наблюдалась на рынке. Ощущение, как будто сети просто притаились».
При этом средняя выручка и средний чек остались на том же уровне, то есть, покупатели согласны и готовы делать закупки в новых точках. У лидеров рынка рост выручки ниже показателей 20-30% не опускается. Хотя уже просто нет новых мест, где можно разместить магазины средних или больших форматов. По мнению директора департамента торговой недвижимости Colliers International, Татьяны Ключинской «Конкуренция настолько выросла, что сетям порой нет даже смысла развиваться в больших городах. И ритейлеры направляют свои силы в более маленькие населенные пункты».
По мнению Алексея Могилы, директора департамента торговой недвижимости Penny Lane realty, существует еще один важный фактор: «Раньше менеджеры за открытие новых магазинов получали существенные бонусы, но сегодня такая практика – уже дело прошлого».
По его мнению, следующим этапом будет «завоевывание» новых городов, население которых на уровне 500 тысяч жителей или ниже. Этот этап не займет более 2 лет у торговой сферы. «В этом сегменте лидером станет тот, кто окажется первым» - высказала уверенность Татьяна Ключинская. За МКАД пока лидером является «Магнит», однако, по утверждению специалистов, эта торговая сеть развивается больше в формате дискаунтер, так что другие ниши рынка пока что свободны. Ранее о своих намерениях «пойти» в маленькие города заявлял «Ашан», а Х5 плавно снизила планку потенциальных городов для освоения до уровня населения в 10 тысяч человек.
Как говорит Алексей могила, торговым сетям, чтобы стать ближе к своим покупателям, приходится думать еще и о более пластичных форматах. Как он утверждает, «многие крупные торговые сети уже начали пробовать роль магазинов «у дома». По мнению же Ивана Федякова, ритейлеры в сфере продовольствия в скором времени начнут задумываться и над тем, чтобы осваивать непрофильные для себя категории – DIY или non-food.