О ценах на алкоголь - из уст крупного дистрибьютора

Дата: 2012-09-13 17:33
Версия для печати

Предлагем Вам небольшой комментарий-разъяснение к изменениям в структуре потребления напитков заместителя генерального директора компании «Мишель-Алко» Ии Юрьевны Леоновой.
- Ия Юрьевна, хотелось бы узнать мнение профессионального дистрибьютора об изменениях в новых требованиях к продажам и к потреблению алкогольных напитков. Например, к повышению возрастного ценза на покупку табачных изделий и алкоголя с 18 до 21 года, к увеличению штрафов за нарушение требований, к повышению цен на алкогольную продукцию… МК вот недавно посчитал – при обещанных нам мерах - крепкие напитки дешевле 400-500 рублей скоро не найдешь днем с огнем. При средней зарплате – в Ростовской области 17585,8 рублей – это 2 процента от ежемесячного дохода за бутылку. Как Вы считаете, принесут ли эти меры оздоровление нации, повысят ли культуру потребления? Или будет как всегда и как в анекдоте про отца, которого сын спросил после очередного повышения цен на водку: «Будешь ли ты меньше пить?» Ответ был недвусмысленным: «Нет, это ты, сынок, будешь меньше есть!»

- Как гражданин, как патриот этой страны, я, разумеется, поддерживаю задачу оздоровления нации, я за рост продолжительности жизни в стране, приветствую нацеленность государства на повышение качества жизни людей… Понятно, что здоровье закладывается с рождения и сохраняется смолоду. Понятно, что опасные вещи – в том числе, алкоголь, должны быть малодоступны молодым. Однако, понятно и то, что здоровье и качество жизни зависит не только от напитков, которые человек потребляет. Очень важно и то, что он ест, как он живет, как его лечат, в каких условиях он работает, как он отдыхает, какие у него жизненные ориентиры и ценности… Очень многие аспекты проблемы связаны с культурой быта и потребления. К примеру, весь мир знает так называемые «винные страны»: Италию, Испанию. Скажем, никого не удивит во Франции картина: уличное кафе, за столиком 60-50-летняя женщина, бокал вина... Женщина выглядит вполне здоровой - «даст фору» многим людям такого же возраста в нашей стране. И никто не ставит под сомнение при этом здоровье нации, уровень ее интеллекта, продолжительность и качество жизни…

- И ведь действительно, при сходном потреблении алкоголя в европейских странах - больше, чем в России (11 литров на человека в год) пьют в Эстонии, в Чехии, в Австрии, в Германии… А продолжительность жизни там выше!

- Продолжительность жизни там гораздо выше. Это тесно связано с уровнем жизни и уровнем доходов, с качеством, а не только с количеством потребления. Поэтому если мы хотим изменить ситуацию в комплексе, нужно менять – по крайней мере, влиять – на все звенья цепи. Культура нации, культура потребления, культура поведения человека, культура жизни – все это взаимосвязанные вещи. И для страны в целом, и для человека, в частности.

- Как показывает статистика, больше всего пьют люди с низким уровнем доходов. В структуре их потребления преобладают крепкие напитки. Зачастую, это нелегальный алкоголь – определяющим фактором выбора является его цена. Меньше всего пьют люди из так называемого среднего класса. В структуре их потребления большее место занимают легкие напитки. Люди с высоким уровнем дохода также предпочитают крепкие напитки, но потребляют алкоголь в целом меньше. Вы считаете, это положение могут изменить цены, запреты и штрафы, повышение цен?

-. Я поддерживаю стремление государства монополизировать и управлять алкогольными рынками. Я тоже считаю, в нашей культурной среде пускать на самотек производство и продажи алкоголя, и тем более, делать алкоголь доступным для молодежи нельзя. Я не против повышения цен на алкоголь. Однако считаю, что при этом важно не только закрыть или ограничить доступ определенных категорий людей к алкоголю – например, для студенчества – сколько переменить их культурные ориентиры. Важно изменить в основе ту среду, в которой – при всей поддержке общества - подобные меры не достигают целей, а питают коррупцию, расцветающую пышным цветом в такой среде. Нужен контроль не только за доступностью, не только за ценами, но и за распространением алкогольной продукции. Нужно, чтобы новые цены и другие меры не расширяли теневой рынок. Победить темноту – в любой сфере бизнеса - непросто. Получается, как на дорогах: повышение штрафов пропорционально увеличивает взятки на дорогах и прямо пропорционально ухудшает безопасность.

- Что будет, когда водка станет стоить 400-500 рублей?

- Я считаю, что минимальная справедливая цена за пол-литровую бутылку водки – 200 рублей. Если смотреть на мировые прайсы, это вполне нормальная цена. Столько же стоит бутылка водки в Европе, в Шотландии, в Новой Зеландии. Но там, конечно, и доходы у людей другие. Само собой, нельзя мерить зарплату водкой, но теоретически, на «их» доходы можно купить 200-300 бутылок водки, а на нашу минимальную зарплату 20-30. Если человек покупает ее редко - на праздник, на день рожденья, для гостей – это не так накладно. Но если человек пил часто и всегда предпочитал водку дешевле 100 рублей, он не будет покупать ее дороже. Можно предположить, что он будет пить за 15-40 рублей настойки из аптеки или станет жертвой так называемых «теневых продаж».

- Запреты – особенно, когда их действие не управляется и не контролируется - не действуют…
- Это давно известно. За год потребление алкоголя в Ростовской области сократилось на 5%, а количество лицензиатов на 15%. Где же 10%? Понятно, где. Контрафакт, по исследованиям экспертных агентств, достиг 40% продаж.

- А что будет с розницей? Как вы думаете? Известно, что за торговлю без лицензии штраф от 4000 до 5000 рублей…Конечно, многие готовы рисковать – не такие уж большие деньги в сравнении с доходами. Какие Вы дадите прогнозы по развитию рынка в таких условиях?

- Многое будет зависеть от того, кто останется в рынке, кто уйдет, кто займет какое место. И, конечно, от того, какие цели – долгосрочные и краткосрочные, какие механизмы воздействия будут определены для управления алкогольным рынком. Если требования будут понятны, а политика управления - комплексной, на рынке останутся, в основном, добросовестные игроки, рынок станет свободнее от контрафакта, и все от этого выиграют.



Рейтинг:
Комментарии: (0)

Средняя оценка участников (от 1 до 10): Пока не оценено   
Проголосовавших: 0
Пока комментариев нет
Ещё в разделе