НАСА подала жалобу в ФАС по факту нарушения Конституции
26 июня 2012 года – Москва. Национальная ассоциация производителей и дистрибьюторов слабого алкоголя (НАСА) подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Поводом заявления стало нарушение законодательства по факту введения с 1 июля 2012 года запрета на розничную продажу алкогольных напитков с содержанием этилового спирта от 0,5% до 9% объема готовой продукции (САН) в Архангельской области. Одновременно НАСА направила жалобу в ФАС по факту установления запрета на реализацию слабоалкогольных тонизирующих напитков, который должен вступить в силу 1 сентября 2012 года в Краснодарском крае.
Заявление подано в центральный аппарат ФАС России в Москве, с копиями – в региональные управления по Архангельской области и Краснодарскому краю.
Правовая экспертиза принятых региональных Законов позволяет сделать предварительный вывод, что действия региональных законодателей Архангельской области и Краснодарского края нарушают четыре Закона Российской Федерации, в числе которых: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Эти нарушения сводят к «нулю» принципы свободной конкуренции и существенно ограничивают права потребителей.
Причиной принятия подобных запретов может являться продолжение темы так называемого «регионального сепаратизма», распространенного несколько лет назад, когда в отдельных регионах РФ под предлогом борьбы с нелегальной продукцией местные законодатели фактически закрыли вход в розницу производителям их других областей. В ситуации с запретом на розничную реализацию САН в отдельных регионах чиновники де-факто создают преференции для местных производителей из других алкогольных категорий.
Отметим, что подобные решения регионального законодательного собрания противоречат мировой практике. Категория САН присутствует и успешно развивается в большинстве стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В странах с высоким уровнем жизни, таких как Германия, Япония или Австралия, слабоалкогольные коктейли являются альтернативой крепкому алкоголю. Статистика ВОЗ показывает прямую зависимость между развитием рынка слабоградусных напитков и падением смертности от отравлений алкоголем. В тех странах, где рынок САН развит хорошо (в Австралии рынок САН занимает 10% от всего алкогольного рынка, в Японии – 9,6%, в Германии – 6%), смертность от отравлений алкоголем – не превышает 2 150 чел в год. В странах, где преобладает потребление крепких алкогольных напитков (Россия – САН занимают 2,8% в объеме всего алкогольного рынка, Украина – 3%), смертность от отравлений алкоголем высокая и составляет порядка 20 000 чел в год. По данным Росстат, с 2003 по 2006 гг. показатель смертности в России сократился с 45,02 до 32,98 тыс. человек при поступательном росте объема производства рынка САН с 45,9 млн дал до 55,08 млн дал в 2006 году. В настоящее время смертность от отравлений алкоголем в РФ продолжает сокращаться при сохранении рынком САН существующих объемов.
Считаем принятие данных законодательных инициатив попыткой местных законодателей отмахнуться от проблем общества и списать отсутствие системной работы по профилактике таких социальных недугов как «алкоголизм» и «употребление алкоголя несовершеннолетними» на легальных и законопослушных производителей и продавцов САН.
За годы существования Ассоциации в ее адрес не поступило ни одного официального запроса от региональных или федеральных чиновников по содействию в развитии социальных программ, направленных на борьбу с алкоголизмом или развитием подросткового досуга. Это является доказательством отсутствия у чиновников желания вести конструктивный диалог с производителями и продавцами алкогольной продукции.
Запрет розничной продажи САН в Архангельской области и запрет продажи слабоалкогольных энергетических напитков в Краснодарском крае являются попытками законодателей переложить свое бездействие на представителей бизнеса, чтобы таким образом продемонстрировать мнимую заботу о потребителях.
В своем заявлении НАСА просит ФАС возбудить и рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства и принять все необходимые и достаточные меры государственного реагирования, предусмотренные антимонопольным законодательством РФ.
Нарушение 4 законов:
1) Согласно ч.1 ст. 8 Конституции РФ в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. Эти гарантии составляют основу экономических и антимонопольных конституционных принципов. Следовательно, Закон Архангельской области и Закон Краснодарского края, вводя запрет розничной продажи отдельного вида находящейся в легальном обороте алкогольной продукции (слабоалкогольных напитков и слабоалкогольных тонизирующих напитков, соответственно) в отдельно взятых субъектах Российской Федерации нарушают не только вышеуказанные конституционные принципы, но и саму Конституцию РФ.
2) Принятие вышеупомянутых региональных Законов нарушило подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «Закона о защите конкуренции», согласно которому органам государственной власти субьектов РФ запрещается принимать акты, устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, а также устанавливать иные ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение и обмен товаров.
3) Запреты розничной продажи САН и слабоалкогольных тонизирующих напитков в Архангельской области и Краснодарском крае противоречат также подп. «а» и «б» п.4 ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части принципов антимонопольного регулирования и поддержки конкуренции), согласно которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами В России запрещено вводить ограничения продаж отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации.
4) Еще одним нарушением законодательства является факт того, что принятые региональные законы противоречат п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которому органы госвласти вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе вводить полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. В данной норме речь идет о введении полного запрета на всю алкогольную продукцию, а не на отдельную ее часть. Таким образом, налицо пренебрежение прописанной в Федеральном Законе нормой и выход чиновников за рамки своих полномочий.
Российский слабоалкогольный рынок (САН). Аналитическая справка.
По данным Росстат, в 2011 году было произведено 31 884,62 тыс дал слабоалкогольной продукции, что на 5,7% больше показателей 2010 года. В структуре потребления алкогольной продукции в России по итогам 2011 года категория САН занимает только 2,8% от объема всего алкогольного рынка. Основными производителями являются заводы: «Артисан», «Браво премиум», «Мегапак», «Очаково», «Юнайтед боттлинг групп».
Заявление подано в центральный аппарат ФАС России в Москве, с копиями – в региональные управления по Архангельской области и Краснодарскому краю.
Правовая экспертиза принятых региональных Законов позволяет сделать предварительный вывод, что действия региональных законодателей Архангельской области и Краснодарского края нарушают четыре Закона Российской Федерации, в числе которых: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Эти нарушения сводят к «нулю» принципы свободной конкуренции и существенно ограничивают права потребителей.
Причиной принятия подобных запретов может являться продолжение темы так называемого «регионального сепаратизма», распространенного несколько лет назад, когда в отдельных регионах РФ под предлогом борьбы с нелегальной продукцией местные законодатели фактически закрыли вход в розницу производителям их других областей. В ситуации с запретом на розничную реализацию САН в отдельных регионах чиновники де-факто создают преференции для местных производителей из других алкогольных категорий.
Отметим, что подобные решения регионального законодательного собрания противоречат мировой практике. Категория САН присутствует и успешно развивается в большинстве стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В странах с высоким уровнем жизни, таких как Германия, Япония или Австралия, слабоалкогольные коктейли являются альтернативой крепкому алкоголю. Статистика ВОЗ показывает прямую зависимость между развитием рынка слабоградусных напитков и падением смертности от отравлений алкоголем. В тех странах, где рынок САН развит хорошо (в Австралии рынок САН занимает 10% от всего алкогольного рынка, в Японии – 9,6%, в Германии – 6%), смертность от отравлений алкоголем – не превышает 2 150 чел в год. В странах, где преобладает потребление крепких алкогольных напитков (Россия – САН занимают 2,8% в объеме всего алкогольного рынка, Украина – 3%), смертность от отравлений алкоголем высокая и составляет порядка 20 000 чел в год. По данным Росстат, с 2003 по 2006 гг. показатель смертности в России сократился с 45,02 до 32,98 тыс. человек при поступательном росте объема производства рынка САН с 45,9 млн дал до 55,08 млн дал в 2006 году. В настоящее время смертность от отравлений алкоголем в РФ продолжает сокращаться при сохранении рынком САН существующих объемов.
Считаем принятие данных законодательных инициатив попыткой местных законодателей отмахнуться от проблем общества и списать отсутствие системной работы по профилактике таких социальных недугов как «алкоголизм» и «употребление алкоголя несовершеннолетними» на легальных и законопослушных производителей и продавцов САН.
За годы существования Ассоциации в ее адрес не поступило ни одного официального запроса от региональных или федеральных чиновников по содействию в развитии социальных программ, направленных на борьбу с алкоголизмом или развитием подросткового досуга. Это является доказательством отсутствия у чиновников желания вести конструктивный диалог с производителями и продавцами алкогольной продукции.
Запрет розничной продажи САН в Архангельской области и запрет продажи слабоалкогольных энергетических напитков в Краснодарском крае являются попытками законодателей переложить свое бездействие на представителей бизнеса, чтобы таким образом продемонстрировать мнимую заботу о потребителях.
В своем заявлении НАСА просит ФАС возбудить и рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства и принять все необходимые и достаточные меры государственного реагирования, предусмотренные антимонопольным законодательством РФ.
Нарушение 4 законов:
1) Согласно ч.1 ст. 8 Конституции РФ в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. Эти гарантии составляют основу экономических и антимонопольных конституционных принципов. Следовательно, Закон Архангельской области и Закон Краснодарского края, вводя запрет розничной продажи отдельного вида находящейся в легальном обороте алкогольной продукции (слабоалкогольных напитков и слабоалкогольных тонизирующих напитков, соответственно) в отдельно взятых субъектах Российской Федерации нарушают не только вышеуказанные конституционные принципы, но и саму Конституцию РФ.
2) Принятие вышеупомянутых региональных Законов нарушило подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «Закона о защите конкуренции», согласно которому органам государственной власти субьектов РФ запрещается принимать акты, устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, а также устанавливать иные ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение и обмен товаров.
3) Запреты розничной продажи САН и слабоалкогольных тонизирующих напитков в Архангельской области и Краснодарском крае противоречат также подп. «а» и «б» п.4 ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части принципов антимонопольного регулирования и поддержки конкуренции), согласно которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами В России запрещено вводить ограничения продаж отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации.
4) Еще одним нарушением законодательства является факт того, что принятые региональные законы противоречат п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которому органы госвласти вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе вводить полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. В данной норме речь идет о введении полного запрета на всю алкогольную продукцию, а не на отдельную ее часть. Таким образом, налицо пренебрежение прописанной в Федеральном Законе нормой и выход чиновников за рамки своих полномочий.
Российский слабоалкогольный рынок (САН). Аналитическая справка.
По данным Росстат, в 2011 году было произведено 31 884,62 тыс дал слабоалкогольной продукции, что на 5,7% больше показателей 2010 года. В структуре потребления алкогольной продукции в России по итогам 2011 года категория САН занимает только 2,8% от объема всего алкогольного рынка. Основными производителями являются заводы: «Артисан», «Браво премиум», «Мегапак», «Очаково», «Юнайтед боттлинг групп».
Похожие страницы :
- Заявление НАСА - запрет безалкогольных и слабоалкогольных тонизирующих напитков незаконен
- На фестивале Октоберфест были выявлены массовые нарушения
- Пензенское УФАС России возбудило дело по факту размещения рекламы алкоголя на ограждении парка культуры и отдыха им. Белинского
- Воронежские продавцы заплатят 267 тысяч рублей штрафов за нарушения в продаже винных напитков
Средняя оценка участников (от 1 до 10): Пока не оценено
Проголосовавших: 0
Проголосовавших: 0
Пока комментариев нет