Для борьбы с алкоголизмом нужна система мониторинга
Не так давно президент РФ Владимир Путин на президиуме Госсовета заявил, что в борьбе с алкоголем нужны "не столько запретительные, в том числе, экономические меры, а просветительство, спорт, здоровый образ жизни". Основной проблемой в борьбе с алкоголизацией населения остается полное отсутствие системности.
По мнению специалистов-наркологов, для эффективной борьбы с наболевшей проблемой необходимо изменять структуру потребления алкоголя в стране – снижать уровень использования крепкого алкоголя, бороться с нелегальным производством, развивать ответственное отношение к употреблению таких напитков, пропагандировать умеренность и, самое главное, здоровый образ жизни. Применяться эти методы должны в комплексе. Однако, несмотря на все усилия, снижения спроса на традиционно популярные у нас крепкие напитки пока не наблюдается. И тут одних законодательных запретов недостаточно, необходима кропотливая и сложная работа, включая анализ алкогольной ситуации в стране в целом и создание системы мониторинга уровня потребления алкоголя, заявленного в Концепции алкогольной политики.
Это подтверждается и результатами всероссийского исследования, проведенного Национальным центром мониторинга общественного здоровья. На вопрос "Как отразится на вас повышение цены на водку до 300 руб. и выше?" самым популярным стал ответ (34%) — "Как пил, так и собираюсь пить дальше".
Второй момент, характеризующий "эффективность" предпринимаемых мер, касается реакции граждан на запрет продажи пива в нестационарных объектах (павильонах, ларьках, киосках и пр.) с 1 января 2013 года. Всего 10% стали покупать меньше хмельного напитка, а все остальные как-то приспособились: стали закупать впрок и переориентировались на супермаркеты, а вот 5% вообще перешли на более крепкий алкоголь.
Возможно ли кардинально изменить ситуацию, и какие шаги необходимо для этого предпринять?
Эксперты-психологи уверены, что значительно проще заложить форму поведения с детства, чем потом пытаться изменить укоренившиеся стереотипы. Законодательные меры, безусловно, необходимы, но только наряду с системной информационной работой, в том числе – на телевидении, которая позволит донести до родителей информацию о факторах, мерах и действиях, необходимых для того, чтобы их ребенок был огражден от алкоголя.
Культуру потребления алкогольных напитков в обществе, а еще проще – в семье, необходимо формировать с детства. Телевидение – это, конечно, хорошо, но вот когда ребенок не имеет достойного примера перед глазами в семье, ежедневно видит злоупотребляющих алкоголем родителей, тут уж никакие телевизионные программы не помогут. Сейчас 40% мужского трудоспособного населения злоупотребляют алкогольными напитками, или попросту являются пьяницами. И если алкоголизм — заболевание, лечение которого входит в компетенцию медиков, то пьянство – это проблема социальная и комплексная.
Задача государства и общественности — сформировать в нашем обществе новые ценности, или хорошо забытые старые. А попросту направить информационный поток и пропаганду на то, чтобы модно было быть здоровым, не злоупотреблять алкоголем, не курить, заниматься спортом.
Да, никто не спорит, что жесткие законодательные меры — запретительные и экономические – в борьбе с алкоголизацией населения нужны, но только вкупе с информационно-просветительской кампанией, и только вместе эти два направления дадут результат.
Понятно, что, к сожалению, люди пили, пьют и будут это делать. Но важно снизить вред, наносимый алкоголем здоровью, ведь в России один из самых высоких показателей смертности от причин, связанных с употреблением алкоголя.
И одной из главных таких причин является крайне неблагополучное соотношение потребляемых напитков, когда преобладают крепкие напитки (водка и ее суррогаты), и они намного превышают потребление слабоалкогольных (пива и особенно вина). Это говорит об очень низкой культуре потребления алкогольных напитков.
Необходимо дифференцировать подход к регулированию в зависимости от крепости напитка. Чем выше градус, тем жестче ограничения и выше акцизная нагрузка, отмечают многие эксперты.
С этим согласны и специалисты ВОЗ, которые, исходя из принципа наименьшего вреда, рекомендовали правительствам стран вести работу по изменению структуры потребления в сторону преобладания слабоалкогольных напитков, а международный опыт подтверждает эффективность дифференцированного подхода к регулированию рынка алкогольной продукции.
За применение такого подхода и в России высказывается 58% граждан, опрошенных Национальным центром мониторинга общественного здоровья граждан.
Однако в настоящий момент, несмотря на предпринимаемые усилия, ситуация абсолютно противоположная: по данным Росстата, производство водки в России продолжает расти — в 2012 году на 13,2%, а производство вина и пива сократилось – на 9,2 и 2,1% соответственно.
Еще одной проблемой является то, что мы до сих пор не имеем объективной картины алкогольной ситуации в стране, а отсутствие информации всегда плохо, так как невозможно разработать системный подход к ее решению.
Как и любая политика, алкогольная должна строиться на основе полноценной информационной базы и регулярного мониторинга ситуации в стране. По мнению многих специалистов, в настоящий момент отсутствуют цифры, говорящие о реальном потреблении алкоголя в стране, о регионах и группах населения, находящихся в зоне наибольшего риска, малоизвестны механизмы нелегального производства алкоголя и меры борьбы с ним.
И каждому понятно, что, владея статистическими данными, можно определить краткосрочные и долгосрочные цели алкогольной политики, оценить их эффективность и понять, в каком направлении необходимо двигаться.
Подготовлено по материалам: www.rosbalt.ru
По мнению специалистов-наркологов, для эффективной борьбы с наболевшей проблемой необходимо изменять структуру потребления алкоголя в стране – снижать уровень использования крепкого алкоголя, бороться с нелегальным производством, развивать ответственное отношение к употреблению таких напитков, пропагандировать умеренность и, самое главное, здоровый образ жизни. Применяться эти методы должны в комплексе. Однако, несмотря на все усилия, снижения спроса на традиционно популярные у нас крепкие напитки пока не наблюдается. И тут одних законодательных запретов недостаточно, необходима кропотливая и сложная работа, включая анализ алкогольной ситуации в стране в целом и создание системы мониторинга уровня потребления алкоголя, заявленного в Концепции алкогольной политики.
Это подтверждается и результатами всероссийского исследования, проведенного Национальным центром мониторинга общественного здоровья. На вопрос "Как отразится на вас повышение цены на водку до 300 руб. и выше?" самым популярным стал ответ (34%) — "Как пил, так и собираюсь пить дальше".
Второй момент, характеризующий "эффективность" предпринимаемых мер, касается реакции граждан на запрет продажи пива в нестационарных объектах (павильонах, ларьках, киосках и пр.) с 1 января 2013 года. Всего 10% стали покупать меньше хмельного напитка, а все остальные как-то приспособились: стали закупать впрок и переориентировались на супермаркеты, а вот 5% вообще перешли на более крепкий алкоголь.
Возможно ли кардинально изменить ситуацию, и какие шаги необходимо для этого предпринять?
Эксперты-психологи уверены, что значительно проще заложить форму поведения с детства, чем потом пытаться изменить укоренившиеся стереотипы. Законодательные меры, безусловно, необходимы, но только наряду с системной информационной работой, в том числе – на телевидении, которая позволит донести до родителей информацию о факторах, мерах и действиях, необходимых для того, чтобы их ребенок был огражден от алкоголя.
Культуру потребления алкогольных напитков в обществе, а еще проще – в семье, необходимо формировать с детства. Телевидение – это, конечно, хорошо, но вот когда ребенок не имеет достойного примера перед глазами в семье, ежедневно видит злоупотребляющих алкоголем родителей, тут уж никакие телевизионные программы не помогут. Сейчас 40% мужского трудоспособного населения злоупотребляют алкогольными напитками, или попросту являются пьяницами. И если алкоголизм — заболевание, лечение которого входит в компетенцию медиков, то пьянство – это проблема социальная и комплексная.
Задача государства и общественности — сформировать в нашем обществе новые ценности, или хорошо забытые старые. А попросту направить информационный поток и пропаганду на то, чтобы модно было быть здоровым, не злоупотреблять алкоголем, не курить, заниматься спортом.
Да, никто не спорит, что жесткие законодательные меры — запретительные и экономические – в борьбе с алкоголизацией населения нужны, но только вкупе с информационно-просветительской кампанией, и только вместе эти два направления дадут результат.
Понятно, что, к сожалению, люди пили, пьют и будут это делать. Но важно снизить вред, наносимый алкоголем здоровью, ведь в России один из самых высоких показателей смертности от причин, связанных с употреблением алкоголя.
И одной из главных таких причин является крайне неблагополучное соотношение потребляемых напитков, когда преобладают крепкие напитки (водка и ее суррогаты), и они намного превышают потребление слабоалкогольных (пива и особенно вина). Это говорит об очень низкой культуре потребления алкогольных напитков.
Необходимо дифференцировать подход к регулированию в зависимости от крепости напитка. Чем выше градус, тем жестче ограничения и выше акцизная нагрузка, отмечают многие эксперты.
С этим согласны и специалисты ВОЗ, которые, исходя из принципа наименьшего вреда, рекомендовали правительствам стран вести работу по изменению структуры потребления в сторону преобладания слабоалкогольных напитков, а международный опыт подтверждает эффективность дифференцированного подхода к регулированию рынка алкогольной продукции.
За применение такого подхода и в России высказывается 58% граждан, опрошенных Национальным центром мониторинга общественного здоровья граждан.
Однако в настоящий момент, несмотря на предпринимаемые усилия, ситуация абсолютно противоположная: по данным Росстата, производство водки в России продолжает расти — в 2012 году на 13,2%, а производство вина и пива сократилось – на 9,2 и 2,1% соответственно.
Еще одной проблемой является то, что мы до сих пор не имеем объективной картины алкогольной ситуации в стране, а отсутствие информации всегда плохо, так как невозможно разработать системный подход к ее решению.
Как и любая политика, алкогольная должна строиться на основе полноценной информационной базы и регулярного мониторинга ситуации в стране. По мнению многих специалистов, в настоящий момент отсутствуют цифры, говорящие о реальном потреблении алкоголя в стране, о регионах и группах населения, находящихся в зоне наибольшего риска, малоизвестны механизмы нелегального производства алкоголя и меры борьбы с ним.
И каждому понятно, что, владея статистическими данными, можно определить краткосрочные и долгосрочные цели алкогольной политики, оценить их эффективность и понять, в каком направлении необходимо двигаться.
Подготовлено по материалам: www.rosbalt.ru
Похожие страницы :
- Секреты борьбы за бренд Nemiroff
- C алкоголизмом будут бороться через желудок
- Выявлена связь между алкоголизмом и трудоголизмом
- Британские власти применили мультфильмы в борьбе с алкоголизмом
- Правительство Москвы ужесточает меры по борьбе с алкоголизмом горожан
- Турция придумала уникальный метод борьбы с контрабандным алкоголем
- Акцизы на алкоголь и табак сохранятся для борьбы с вредными привычками
- Спрос на элитный алкоголь падает с усилением борьбы против коррупции
Пока комментариев нет