Украинцы считают, что пива много не бывает

Дата: 2010-05-31 14:19
Версия для печати

В Одессе они стали заметны еще зимой. Гордо обещая покупателю много разного живого и не очень пива, сетевые магазинчики по продаже разливного пива всего за полгода стали привычной деталью городского пейзажа, такой же, как киоски горпрессы или сине-белые сигаретные киоски. Принадлежащие разным торговым сетям пивные магазинчики наконец решили давно назревшую проблему снабжения покупателей свежим разливным пивом, как правило живым и нефильтрованным.
Янтарная революция
О том, что пивной рынок без разливного пива убог и скуден на протяжении последнего десятка-полутора лет кто только не говорил. К хору специалистов, утверждавших, что баночно-бутылочное пиво не более чем заменитель, в сравнение с разливным не идущий, добавлялись пусть менее профессиональные, зато более эмоциональные хоры любителей пива, печально взирающих на картинки пивного изобилия в Германии или Чехии. Приезжавшие из турпоездок по Европе граждане с плохо скрываемой завистью рисовали изумленным слушателям картинки пивного рая, в котором можно чуть ли не в каждом городском квартале приобрести на разлив десятки сортов пива – как местных, так и зарубежных. К печали слушавших эти истории граждан, объявленное на официальном уровне движение Украины в Европу никак не влияло на приобщение нас к пивным европейским ценностям. Янтарный разлив по-прежнему оставался прерогативой баров и ресторанов, предлагавших от силы пяток сортов.

Между тем, пока мы устраивали у себя оранжевые революции, в соседней России, в ее интеллектуальном центре – Новосибирске, разрабатывали и осваивали выпуск революционной для наших краев аппаратуры – устройств беспенного разлива пива, позволяющих быстро разливать пиво, не дожидаясь отстоя пены. У нас еще не успел отгулять майдан, а в городах Российской Федерации уже открывали первые магазины и магазинчики торговых сетей разливного пива. Понадобилось целых пять лет, один отечественный и один мировой кризисы для того, чтобы эта идея пересекла, наконец, всего одну границу и дала всходы на родине богатейших европейских черноземов – то есть у нас.

Регионы наступают
Бизнес-идея, пустившая корни сначала в Киеве, а после проросшая в регионах, по сути своей проста до гениальности. Потребитель хочет, чтобы пиво было: а) свежим, б) вкусным, в) разнообразным. То есть, он желает иметь возможность выбора в соответствии со вкусом и настроением. А между тем засилье бутылированного пива резко ограничивало этот самый выбор. Несмотря на десятки представленных на рынке марок и сортов, ощущалась острая нехватка пива непастеризованного и нефильтрованного – то есть того, которое истинные ценители пива и считают настоящим. И это при том, что в стране около сотни заводов пива, способных настоящее свежее пиво производить. Проблема была в том, как доставить его покупателю. Долго храниться в бутылках-банках оно не может. Не удивительно, что упор сети разливного пива сделали именно на живом и нефильтрованном пиве. И это первая причина популярности. Вторая – потребителю, наконец, стали доступны на пробу сорта от производителей, которых не прилавках супермаркетов не было и нет. Сравнительно небольшие региональные заводы не могли конкурировать с гигантами вроде «Оболони» или «Черниговского» в борьбе за место на прилавке. И только благодаря сетям разливного пива любители пенного напитка смогли, наконец, по достоинству оценить труд нежинских, бердичевских, николаевских, тернопольских и других региональных пивоваров. Не говоря уже о совсем небольших местных заводиках, пиво которых до сих пор можно было попробовать только в кафе и ресторанах. Для Одессы это, например, пиво ресторанчика «Богемский» или Первой Одесской частной пивоварни. Немаловажный момент - это широкая ценовая палитра, как говорится, на любые деньги. В большинстве магазинов разливного пива продаются от 15 до 30 сортов пива стоимостью от 10 до 40 гривен за литр. С одной стороны, есть всегда доступные покупателю сорта, с другой - пиву возвращается статус элитного, праздничного напитка.

Закон что дышло
Но было бы неправильно связывать появление и бурное развитие сетей разливного пива исключительно с благородным желанием бизнесменов удовлетворить спрос истосковавшихся по пивному разнообразию потребителей. Как то уж так совпало, что появлению магазинов разливного пива предшествовало обсуждение и принятие закона, запрещающего пить в общественных местах не только алкогольные напитки, но и пиво. Для большинства любителей пива это стало шоком. Если взять в качестве примера Одессу, то ни для кого не секрет – летом мы привыкли пить пиво на улицах и в скверах, в парках и особенно на пляжах. А теперь в жаркий летний денек достать из сумки-холодильника банку пива и потягивать ее, сидя на топчане на пляже, стало преступлением. Как ни крути, а пляж – место общественное. Ровно таким же преступлением является, например, распив пары бутылочек пивка в купе поезда или с приятелями после работы, просто стоя на улице. За эту пару бутылочек к вам имеют полное право проявить интерес товарищи - стражи правопорядка, которые радостно отвлекшись от несения патрульно-постовой службы, возьмут вас под белы рученьки и отправятся вместе с вами составлять протокол. Или намекнут на внесение штрафа на месте. Что называется – только дай повод.
Так вот – в магазинах на разлив пиво предлагается исключительно в никак не маркированных пластиковых бутылках. А значит, даже если вы пьете из них пиво в общественном месте, никто не может утверждать, что это пиво. Формально, с точки зрения закона, ни один милиционер не имеет право проверять, что именно вы пьете из обычной пластиковой бутылки. Это будет обыском, на который нет никакой санкции. Защита, само собой, слабая. Однако внимания пьющий из такой бутылки пиво гражданин привлекает намного меньше, чем тот, кто пьет пиво из яркой банки или бутылки. Не удивительно, что многие граждане сегодня предпочитают покупать даже пастеризованное пиво известных марок именно на разлив.

25 тысяч в месяц
Прогнозировать рост и развитие сетей разливного пива сегодня легко. В день средняя точка, предлагающая около 2 десятков сортов разливного пива, продает от 250 до 450 литров пива средней стоимостью 15 грн за литр. Средний чистый доход одного магазина по разливу пива сегодня оценивается в 25 тыс. грн. Так что дело прибыльное. Тем более, что отечественные бизнесмены постепенно приходят к пониманию того, что предлагать нужно не только пиво и закуски к нему. По оценкам специалистов, постепенно ассортимент подобных торговых точек будет расширяться за счет продажи безалкогольных напитков. Уже сегодня во многих из них можно найти квас, частенько нескольких сортов. Так что будем надеяться на то, что сетевые магазины «на разлив» сохраняться как развивающийся бизнес – к выгоде предпринимателей и радости потребителей.


Их нравы
Аркадий Захаров: Одно из самых ярких моих воспоминаний детства – желтые бочки с надписями «Пиво» и «Квас». Летом и у тех, и у других не переводились очереди. Когда моя семья уезжала в Германию, бочки эти уже ушли в прошлое, но мой папа был свято уверен, что уж где-где, а в Германии-то он разливного пива попьет. И не ошибся, хотя уличных пивных бочек он не обнаружил. Зато обнаружил огромное количество баров и ресторанчиков, в которых варят и разливают пиво. Хочешь – в бокал. А хочешь — в фирменные бутылки. Впрочем, можно было прийти и с собственной тарой. Главное – быть совершеннолетним. Магазинов, где пиво не пьют, а только разливают, в Германии тоже довольно много и у немцев они пользуются популярностью за возможность попробовать пиво со всей Германии. Но надо сказать, что покупать пиво на разлив домой немцы, как, кстати и чехи, любят все же меньше, чем посещать бары и рестораны. Для них пиво – напиток общения. Цедить его в одиночку дома немцам, чехам и словакам не очень-то интересно. Аналогично обстоит дело в Великобритании. Там точек по продаже разливного пива на вынос лично я не встречал. Да и зачем это британцам? Пить пиво в пабе – такой же элемент британской культуры, как обязательное посещение хотя бы раз в год постановки Шекспира или футбольное хулиганство. Правда в последние годы, в связи с запретом на курение в пабах, многие англичане, для которых пиво без сигареты, сигары или трубки немыслимо, перешли на домашнее употребление разливного пива. Заезжают с друзьями после работы в паб, берут на разлив и едут к кому-то домой – пить пиво, курить и общаться.

Любят пиво на разлив бельгийцы, голландцы и датчане. Однако и у них местом покупки разливного пива обычно служат бары. С одной поправкой. Многие, очень многие бельгийцы и голландцы держат собственные минипивоварни, изготавливая пиво по собственному вкусу просто дома. Благо жилые площади большинства из них позволяют и оборудование дома установить, и готовый продукт хранить. А вот где магазины разливного пива пользуются нешуточной популярностью, так это у наших соседей поляков, любителей социальных бунтов греков и, казалось бы фанатов вина – французов.

Впрочем, в случае с французами все понятно. У них напиток общения – вино. А пиво можно и дома попить. Огромной, не побоюсь этого слова, популярностью пользуются сети разливного пива в странах Латинской и Центральной Америки. Невероятные местные сорта не только из традиционных ячменя и пшеницы, но и из проса, и голубой агавы в местном жарком климате приносят владельцам пивного разлива баснословные прибыли. Тем паче, что законы многих стран Америки позволяют вполне законно пить пиво практически где угодно. Для меня легким шоком стала аппаратная одного из местных телеканалов в Буэнос-Айресе, в которой работники из кружек прямо на рабочем месте потягивали легкое пиво. Директор студии на мой вопрос ответил, то ли в шутку, то ли всерьез, что позволять работникам пить холодное пиво дешевле, чем кондиционировать все помещение.
А вот где традиции носить домой разливное пиво лично я не встретил – так это в США. Жители лучшей в мире демократии предпочитают носить пиво домой в бутылках и банках. Их дело. Но вернемся в Германию. В стране лучшего (хотя у чехов иное мнение) в мире пива есть прекрасная, на мой взгляд, традиция – предлагать пиво на разлив не только в пластиковой таре, но и в фирменных жестяных бочонках на 5-10-15 литров. С того же «Октоуберфеста» многие гости фестиваля везут такие бочонки по домам. Хочется верить, что и украинские бизнесмены-пивовары скоро начнут предлагать подобную услугу своим покупателям.


Справка: 10 крупнейших региональных производителей разливного пива
1. ОАО «Бровар» – село Микулинцы (Тернопольская область)
2. ОАО Пивобезалкогольный комбинат «Крым» – Симферополь
3. ОАО «Хмельпиво» – Хмельницкий
4. ООО «Бердичевпиво» – Бердичев
5. ЗАО «Полтавпиво» – Полтава
6. ОАО «Ривень» – Ровно
7. ЗАО «Ровеньковский пивоваренный завод» – Ровеньки (Луганская область)
8. ОАО «Липси» – Лисичанск (Луганская область)
9. ОАО «Уманьпиво» – Умань, (Черкасская область)
10. АО «Пивзавод на Подоле» – Киев

Подготовлено по материалам: eho-ua.com
Рейтинг:
Комментарии: (0)

Средняя оценка участников (от 1 до 10): Пока не оценено   
Проголосовавших: 0
Пока комментариев нет
Ещё в разделе
  • 2015-09-04 21:14 (0)
    В Ставропольском крае алкогольной продукции выпускают вдвое меньше
    По сообщению Ставропольстата, объемы выпуска алкогольной продукции, не учитывая пиво, в крае упали в первом полугодии 2015 года в 1,9 раза по сравнению с тем же самым периодом 2014 года.
  • 2015-09-02 11:11 (0)
    На Ставрополье станет вдвое меньше алкоголя
    Ставропольстат подсчитал объемы производимого алкоголя за первое полугодие 2015 года и сравнил с данными 2014 года.
  • 2015-08-24 20:30 (0)
    C сентября на импортный алкоголь поднимаются цены
    Уже с сентября на европейский алкоголь поднимутся цены. Это произойдет из-за девальвации рубля. то произойдет из-за девальвации рубля. Максим Каширин, президент виноторговой компании Simple, рассказал, что его организация уже с первого числа поднимет цены на 15%. Сделать это необходимо из-за того, что закупки сырья происходят в Европе, а цены, которые сейчас закрепились на российском рынке подсчитаны с учетом того, что за одно евро отдавали 60...
  • 2015-08-03 09:38 (0)
    Россияне стали покупать меньше алкоголя
    В первом полугодии жители нашей страны купили меньше спиртного почти на четыре процента. Росстат сообщает, что в первом полугодии текущего года жители России купили 51,1 млн декалитров алкогольных напитков. Это меньше, чем за аналогичный период прошлого года на 3, 9 процента.