Пиво равно водке!
Дума наконец приравняла пиво к водке. Эксперты опасаются роста подпольных продаж.
На минувшей неделе среди прочей новостной рутины практически не отмеченным должным образом осталось одно событие, обещающее, тем не менее, оказать заметное влияние на повседневный досуг граждан. Госдума приняла в третьем чтении (т. е. окончательно) законопроект «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пишет KM.ru.
И примечательно в названном документе прежде всего то, что впервые такому распространенному напитку, как пиво, отныне велено называться именно «алкоголем», а не «напитком». Стоит лишь вспомнить дискуссии относительно его «родовой принадлежности», что бушевали еще совсем недавно. Находилось, скажем, немалое количество тех, кто настаивал, что пиво едва ли не безвреднее обычного компота, что лично они дают пиво своим детям – «и ничего». Но оставим это на их совести (а также на совести явно не туда смотревшей опеки) и примем отныне как должное: пиво – алкоголь, и именно так. И только диву даешься, когда очевидному требуется дополнительный аргумент в виде федерального закона.
После прохождения оставшихся формальных процедур (именно формальных, поскольку трудно поверить, что после всей процедуры Кремль отклонит документ: лобби явно сдалось) на продажу пива, согласно закону, распространятся те же ограничения, что и на остальную алкогольную продукцию: общефедеральный «тайм-аут» с 23:00 до 8:00 (регионы вправе его расширять: в Москве продажа алкоголя крепче 15 градусов не производится с 22:00 до 10:00), запрет на продажу пива крепостью свыше 0,5 градусов в киосках и палатках (будет введен с 1 января 2013 года) и запрет на рекламу (с 1 июля 2012 года).
Отсрочки по началу действия ограничений, со слов депутата Виктора Звагельского, нужны прежде всего для того, чтобы дать возможность пивоварам переориентировать поставки, разобраться со всеми сопряженными юридическими и экономическими моментами. Однако они – все же ничто по сравнению с тем, чего удалось избежать (по крайней мере, пока), а именно обязательного лицензирования: вместо него предполагается введение обязательного декларирования производства. В связи с этим на каждом пивоваренном заводе будут установлены счетчики, показывающие объемы выпущенной продукции. Впрочем, со слов Звагельского, приведенных в СМИ, в дальнейшем введение лицензирования отнюдь не исключено.
У «еще теплого» законопроекта, разумеется, нашлись и критики, что неудивительно – в основном среди самих пивоваров. Их высказывания и оценки, щедро приводимые в СМИ, сводятся к трем тезисам:
1. Законопроект не решит указанных проблем ввиду вероятного расцвета подпольной торговли.
2. Пивная отрасль в России, в отличие от прочих алкогольных отраслей, отличается особенно высокой прозрачностью и филигранной финансовой дисциплиной – это видно и по статистике отчислений в бюджет.
3. Смысла в дополнительной регулировке пивной отрасли вообще нет, поскольку она и без того в России регулируется так, как нигде больше в мире (надо полагать, еще строже, чем в Иране или Саудовской Аравии? – Прим. KM.RU).
Утверждения про особо высокую прозрачность пивной отрасли смело оставим на совести пивоваров: оценку здесь уместнее давать налоговым органам. Однако с чем трудно спорить, так это с волшебным перевоплощением легальной торговли в нелегальную. За примерами и ходить-то далеко не приходится: они каждый вечер прячутся в багажнике у таксистов и в загашниках супермаркетов. Известна схема, работающая с «проверенными покупателями» (как правило, в небольших населенных пунктах с «местными» продавщицами, где все друг к другу на ты): из-под полы достается заветная бутыль, дается в долг. Наутро «должник» приносит опорожненную стеклотару, та «пробивается» и оплачивается. Для таксистов и бомбил действующие ночные ограничения на продажу водки – золотая жила. Надо ли и предполагать, с каким воодушевлением они приняли новость о долгожданном в т. ч. и для них законе? И сами не пропадут, и полицию, если придется, подкормят.
И вряд ли здесь всерьез запугаешь даже пресловутым турецким виски. Хотя, если верить форумам, барыги после вала новостей об отравлениях туристов по ту сторону Черного моря заметно приуныли. В народном сознании понятия нелегального и фальсифицированного тесно переплетены: может быть, это есть пример нечаянного благотворного «побочного эффекта» от в целом зашкаливающей алкогольной повестки дня. Однако «авось» побеждает любую статистику, а внезапно назревшее желание «отметить» порой оказывается сильнее страха ослепнуть от метанола (и это – еще минимальная «пакость»).
Хорош законопроект, действительно долгожданный – в первую очередь, конечно, теми, кто знаком с непредвзятой статистикой Минздравсоцразвития, кому больно и неловко смотреть на перебравших «амазонок» или молодых мамаш с коляской и пивом в руке. К каждой не подойдешь и не скажешь «брось»: это – дело государства. Как и дело – под корень вырубить саму возможность той же беременной дурнушке отметить скорое рождение первенца купленной из-под полы баклажкой пенного зелья.
Своим взглядом на перспективы действенности предлагаемых в законопроекте «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» положений, касаемых пива, с KM.RU поделился председатель московского областного отделения движения «Трезвая Россия» Андрей Грибков:
– Безусловно, эта мера положительная, но явно недостаточная. Да, пиво приравняли к остальному алкоголю, и на его рекламу распространятся те же запреты. Но в Закон «О рекламе» никаких изменений внесено не было: реклама пива там регулируется отдельной статьей. Таким образом, появляются некоторые лазейки.
И второй момент: основная реклама алкоголя, в т. ч. пива, идет не через рекламные ролики или публикации как таковые, а через телевидение, фильмы: там пиво и в целом алкоголь подчас преподносится как «неотъемлемые элементы художественного замысла» и т. п. Дети и подростки, на защиту которых принятый в Думе законопроект направлен в первую очередь, так или иначе все равно воспринимают это и в конце концов пробуют.
Предпринимаемые меры по ограничению продажи пива сработают на какие-то несколько процентов. Какого-то обвала продаж, переворачивания ситуации с ног на голову не произойдет однозначно, об этом не приходится говорить. В этом свете можно, конечно, рассуждать и о прозрачности или непрозрачности пивного бизнеса в России. Не думаю, что доходы пивоваренных компаний как-либо широко афишируются. Ну хорошо, поставлять счетчики по учету выпускаемой продукции: пиво, выпускаемое в России, все равно лишь в незначительной части идет на экспорт, а потребляется внутри страны. Но нужно сказать, что применительно к вреду от алкогольной продукции разговоры о прозрачности или непрозрачности бизнеса имеют вообще приблизительное отношение.
На минувшей неделе среди прочей новостной рутины практически не отмеченным должным образом осталось одно событие, обещающее, тем не менее, оказать заметное влияние на повседневный досуг граждан. Госдума приняла в третьем чтении (т. е. окончательно) законопроект «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пишет KM.ru.
И примечательно в названном документе прежде всего то, что впервые такому распространенному напитку, как пиво, отныне велено называться именно «алкоголем», а не «напитком». Стоит лишь вспомнить дискуссии относительно его «родовой принадлежности», что бушевали еще совсем недавно. Находилось, скажем, немалое количество тех, кто настаивал, что пиво едва ли не безвреднее обычного компота, что лично они дают пиво своим детям – «и ничего». Но оставим это на их совести (а также на совести явно не туда смотревшей опеки) и примем отныне как должное: пиво – алкоголь, и именно так. И только диву даешься, когда очевидному требуется дополнительный аргумент в виде федерального закона.
После прохождения оставшихся формальных процедур (именно формальных, поскольку трудно поверить, что после всей процедуры Кремль отклонит документ: лобби явно сдалось) на продажу пива, согласно закону, распространятся те же ограничения, что и на остальную алкогольную продукцию: общефедеральный «тайм-аут» с 23:00 до 8:00 (регионы вправе его расширять: в Москве продажа алкоголя крепче 15 градусов не производится с 22:00 до 10:00), запрет на продажу пива крепостью свыше 0,5 градусов в киосках и палатках (будет введен с 1 января 2013 года) и запрет на рекламу (с 1 июля 2012 года).
Отсрочки по началу действия ограничений, со слов депутата Виктора Звагельского, нужны прежде всего для того, чтобы дать возможность пивоварам переориентировать поставки, разобраться со всеми сопряженными юридическими и экономическими моментами. Однако они – все же ничто по сравнению с тем, чего удалось избежать (по крайней мере, пока), а именно обязательного лицензирования: вместо него предполагается введение обязательного декларирования производства. В связи с этим на каждом пивоваренном заводе будут установлены счетчики, показывающие объемы выпущенной продукции. Впрочем, со слов Звагельского, приведенных в СМИ, в дальнейшем введение лицензирования отнюдь не исключено.
У «еще теплого» законопроекта, разумеется, нашлись и критики, что неудивительно – в основном среди самих пивоваров. Их высказывания и оценки, щедро приводимые в СМИ, сводятся к трем тезисам:
1. Законопроект не решит указанных проблем ввиду вероятного расцвета подпольной торговли.
2. Пивная отрасль в России, в отличие от прочих алкогольных отраслей, отличается особенно высокой прозрачностью и филигранной финансовой дисциплиной – это видно и по статистике отчислений в бюджет.
3. Смысла в дополнительной регулировке пивной отрасли вообще нет, поскольку она и без того в России регулируется так, как нигде больше в мире (надо полагать, еще строже, чем в Иране или Саудовской Аравии? – Прим. KM.RU).
Утверждения про особо высокую прозрачность пивной отрасли смело оставим на совести пивоваров: оценку здесь уместнее давать налоговым органам. Однако с чем трудно спорить, так это с волшебным перевоплощением легальной торговли в нелегальную. За примерами и ходить-то далеко не приходится: они каждый вечер прячутся в багажнике у таксистов и в загашниках супермаркетов. Известна схема, работающая с «проверенными покупателями» (как правило, в небольших населенных пунктах с «местными» продавщицами, где все друг к другу на ты): из-под полы достается заветная бутыль, дается в долг. Наутро «должник» приносит опорожненную стеклотару, та «пробивается» и оплачивается. Для таксистов и бомбил действующие ночные ограничения на продажу водки – золотая жила. Надо ли и предполагать, с каким воодушевлением они приняли новость о долгожданном в т. ч. и для них законе? И сами не пропадут, и полицию, если придется, подкормят.
И вряд ли здесь всерьез запугаешь даже пресловутым турецким виски. Хотя, если верить форумам, барыги после вала новостей об отравлениях туристов по ту сторону Черного моря заметно приуныли. В народном сознании понятия нелегального и фальсифицированного тесно переплетены: может быть, это есть пример нечаянного благотворного «побочного эффекта» от в целом зашкаливающей алкогольной повестки дня. Однако «авось» побеждает любую статистику, а внезапно назревшее желание «отметить» порой оказывается сильнее страха ослепнуть от метанола (и это – еще минимальная «пакость»).
Хорош законопроект, действительно долгожданный – в первую очередь, конечно, теми, кто знаком с непредвзятой статистикой Минздравсоцразвития, кому больно и неловко смотреть на перебравших «амазонок» или молодых мамаш с коляской и пивом в руке. К каждой не подойдешь и не скажешь «брось»: это – дело государства. Как и дело – под корень вырубить саму возможность той же беременной дурнушке отметить скорое рождение первенца купленной из-под полы баклажкой пенного зелья.
Своим взглядом на перспективы действенности предлагаемых в законопроекте «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» положений, касаемых пива, с KM.RU поделился председатель московского областного отделения движения «Трезвая Россия» Андрей Грибков:
– Безусловно, эта мера положительная, но явно недостаточная. Да, пиво приравняли к остальному алкоголю, и на его рекламу распространятся те же запреты. Но в Закон «О рекламе» никаких изменений внесено не было: реклама пива там регулируется отдельной статьей. Таким образом, появляются некоторые лазейки.
И второй момент: основная реклама алкоголя, в т. ч. пива, идет не через рекламные ролики или публикации как таковые, а через телевидение, фильмы: там пиво и в целом алкоголь подчас преподносится как «неотъемлемые элементы художественного замысла» и т. п. Дети и подростки, на защиту которых принятый в Думе законопроект направлен в первую очередь, так или иначе все равно воспринимают это и в конце концов пробуют.
Предпринимаемые меры по ограничению продажи пива сработают на какие-то несколько процентов. Какого-то обвала продаж, переворачивания ситуации с ног на голову не произойдет однозначно, об этом не приходится говорить. В этом свете можно, конечно, рассуждать и о прозрачности или непрозрачности пивного бизнеса в России. Не думаю, что доходы пивоваренных компаний как-либо широко афишируются. Ну хорошо, поставлять счетчики по учету выпускаемой продукции: пиво, выпускаемое в России, все равно лишь в незначительной части идет на экспорт, а потребляется внутри страны. Но нужно сказать, что применительно к вреду от алкогольной продукции разговоры о прозрачности или непрозрачности бизнеса имеют вообще приблизительное отношение.
Похожие страницы :
- Закуска к водке
- О Русской водке
- Быть ли в России водке "Володя и медведи"?
- Россияне отдают большее предпочтение дорогой водке
- Украинцы стали пить больше пива, не забывая о водке
- Пиво
- Кофейное пиво
- Пиво - дар Вавилона
- Пиво из можжевельника
Пока комментариев нет