О бокалах и культуре пития
Основное назначение бокала – раскрыть ароматику и направить основной поток вина на правильные участки языка, где расположены вкусовые рецепторы, ответственные за восприятие того или иного вкусового ощущения.
Бокал определяет размер и форму воздушной камеры надвинного пространства, в котором в результате испарения с поверхности фиксируется ароматическая составляющая вина, которая играет колоссальную роль в процессе его восприятия и определения качества.
Неправильно зафиксирован аромат – и тонкое винтажное шампанское превращается в обычное игристое вино, старый коньяк высшей категории качества – просто в хороший коньяк. Точно так же форма бокала влияет на вкус.
Рецепторы, ответственные за восприятие сладкого вкуса расположены на кончике языка, кислотность чувствуется боковыми сторонами, различные оттенки горечи язык распознает ближе к гортани, ощущение солености воспринимается примерно одинаково любым участком языка. Форма бокала позволяет направить основной поток жидкости на те участки ротовой полости, где оттенки вкуса во всем своем сложном балансе будут восприняты с наибольшей силой. Например, широкий бокал удобен для маленьких глотков при среднем положении головы, а узкий вынуждает человека слегка запрокинуть голову при глотке.
Эти два глотка попадут в разные вкусовые зоны. При неправильно выбранном бокале основа вина воспринимается в искаженном виде, а тонкие оттенки вкуса, так называемая корона, не воспринимается вообще, и коллекционный портвейн запредельной стоимости, употребляемый из стакана для минеральной воды, превращается в дешевый ординарный портвейн.
Таким образом, каждая разновидность бокала позволяет направить поток вина в нужные зоны вкусовых рецепторов, чему способствует не только форма, но и обработка края бокала – он может быть срезан под прямым углом, либо же иметь закругленный ободок, т.н. бортик.
В настоящее время существуют десятки различных видов бокалов разнообразных форм и объемов, ориентированных на определенные типы вин, конкретные виды вин и даже сорта винограда, из которых готовится то или иное вино.
Разобраться во всем этом великолепии достаточно сложно, тем более что каждый производитель бокалов в погоне за благосклонностью покупателя стремится внести в свои изделия нотку индивидуальности, нестандартности, что в отдельных случаях приводит к появлению страшных гибридов, без ущерба для «счастливого» владельца способных только стоять на полках серванта. Постараемся внести ясность в данный вопрос.
Основные формы винных бокалов – тюльпан (наиболее правильная и универсальная форма), шар (менее распространенная, но достаточно интересная форма) и лира (которую не признает абсолютное большинство виноделов и дегустаторов). Бокалы для столовых (натуральных) вин могут быть выполнены в любой из данных форм. Бутылка тихого столового вина разливается обычно на 8 бокалов.
Бокалы, как правило, заполняют на три четверти объема, высокоароматичные вина с тонкими фруктовыми тонами требуют больше воздуха в бокале, их наливают еще меньше.
Объем бокалов для красных вин примерно равен 140-180 мл и больше, для белых – 70-100 мл. Бокалы для красного вина обладают более округлыми формами, бокалы для белого вина более вытянуты. Ножка бокалов должна быть достаточно высокой, чтобы за нее можно было без затруднений взяться рукой.
Таким образом, винные бокалы для натуральных вин делятся на бокалы для белого и красного вина. Выделять же отдельные формы под различные сорта винограда не слишком целесообразно, хотя наиболее именитые производители стекла производят «сортовые» бокалы. Многие специалисты считают это винным эстетизмом, которым занимаются или дегустаторы от Бога (такие как Роберт Паркер, Роберт Мондави или Марсель Гигаль) или люди, себя таковыми считающие (в абсолютнейшем большинстве случаев, безосновательно).
Ножка бокала обхватывается всеми пятью пальцами. Ни в коем случае нельзя держать бокал двумя пальцами (указательным и большим) – как дурно пахнущее насекомое, или четырьмя – оттопырив мизинец, что считается признаком дурного воспитания. Удерживание бокала тремя пальцами – средним, указательным и большим – допускается.
Бокал необходимо удерживать на ножку или за подставку (держать бокал за подставку – дурная привычка профессиональных виноделов, своеобразная профессиональная болезнь, прекрасно воспринимаемая окружающими как неизбежное зло).
Обхватывать ладонью чашу бокала не желательно (вследствие излишнего нагрева вина), исключением является коньячный бокал, о котором будет сказано чуть ниже. Температура подачи столовых белых вин – 12-14oС, красных – 14-16oC.
Для шампанского и игристых вин предназначены бокалы формы «флют» (конус, постепенно расширяющийся вверх, а затем слегка сужающийся) и «флер» (для винтажного вина – вина урожая определенного, как правило, очень удачного, года), которая отличается от «флют» немного большим объемом за счет большей ширины в средней части и более узким горлом. «Флют» и «флер» как правило имеют емкость не более 200 мл.
Наполнять их до краев нельзя. Бокал заполняется на три четверти, но никак не наполовину или полностью. Наливают шампанское в бокал медленно, направляя струйку шампанского на наклоненную стенку бокала. Вино наливают в два приема для того, чтобы дать возможность осесть пене. Пить игристые вина залпом не следует.
Перед употреблением следует обязательно понаблюдать и оценить их игру, а также прочувствовать аромат, особенно если это хороший винтаж. Существуют бокалы для шампанского, на дне которых вырезана звездочка и даже бокалы с полой ножкой. Это сделано для усиления выделения пузырьков углекислого газа.
Стоит оговориться, что формы «флют» и «флер» условно называют «мужскими». Кроме них существует еще форма бокала для шампанского в виде широкой низкой чаши на тонкой длинной ножке, так называемый «женский» бокал, или «кюп де шампань», как говорят французы.
В настоящее время чаша практически не используется, но в середине прошлого века такой бокал имел достаточно широкое распространение. Гендерная дифференциация проистекает из утверждения (ложного), что женский организм плохо воспринимает углекислый газ.
В чаше благодаря большой площади поверхности вина происходит быстрое выделение пузырьков углекислоты, в результате чего шампанское, налитое в чашу, стремительно переходит в разряд тихих вин. Температура подачи шампанских и игристых вин – 7-9oС.
Коньячный бокал, уже успевший за последние десятилетия стать классическим (ранее применялся шарообразный бокал, немного отличавшийся от винного размером и формой) – «сниффер» – напоминает примятую снизу форму тюльпана с широкой нижней частью и узким горлом.
Его назначение – собрать максимум ароматики с большой поверхности жидкости в нижней части бокала и удержать ее в горле бокала. «Сниффер» – своеобразная квинтэссенция формы тюльпан, которая работает по тому же принципу. Коньяк наливают до уровня самой широкой части бокала.
Пропустив ножку между средним и указательным пальцами и как бы обняв бокал раскрытой ладонью, можно помочь коньяку быстрее и полнее раскрыть свой сложный букет. Объем «снифферов» сильно разнится – от 150 до 800 мл. Наиболее удачным является средний размер – 200-350 мл. Коньяк перед подачей на стол не охлаждают и, как правило, не нагревают.
Допускается нагрев коньяка на специальном станке, который представляет собой подставку с кронштейном, в который вставляется «сниффер», и под ним зажигается бездымная парафиновая или восковая свеча («сниффер» при прогревании вращают во избежание зонального перегрева). Обычно же «сниффер» подогревают рукой в течение 2-5 минут, после чего оценивают аромат, вдохнув аромат воздушной камеры бокала, и приступают к употреблению.
Водку пьют в умеренно (именно умеренно, не стоит охлаждать водку до состояния жидкого азота) охлажденном виде из узких высоких стопок. В последнее время наиболее модными считаются стопки с очень толстым, в 2-3 см, дном.
Специальные вина (портвейны, мадеры, малаги, токаи, херес) используют свой тип бокала меньшей емкости и специальной формы. В принципе, они напоминают уменьшенные копии бокалов для красных натуральных (столовых) вин. Ориентировочный объем, допустим, бокала для портвейна (который с успехом применяется и для мадеры, малаги и т.д.) составляет 120-140 мл.
И немного об экзотических напитках. Текила и мескаль употребляются из маленьких высоких стаканчиков, по необъяснимым причинам называемых мексиканцами «лошадками». Текила и мескаль обязательно употребляются с солью и лаймом.
Для граппы также используется специфический бокал, напоминающий винный бокал формы тюльпан, но со слегка раскрытыми краями, что позволяет направить узкий поток напитка на кончик языка, оттенив нюансы фруктов и минеральные составляющие во вкусе. Также допускается употребление граппы из маленьких «снифферов».
Виски и вермуты (ароматизированные вина) пьют из специального стакана под названием «таблерс» – широкого и низкого, с толстым дном. По утверждениям ценителей, только такой стакан дает возможность наиболее полно ощутить пряное жгучее послевкусие, раскрыть аромат и сделать каждый новый глоток не похожим на предыдущий. Односолодовый виски не терпит разбавления содовой или льдом – он всегда употребляется в чистом виде.
«Душа сидра» кальвадос вопреки устоявшемуся мнению пьется из бокалов для белого вина. Только наливают его меньше.
Ром, как белый так и черный, употребляют из бокала «олд-фешн» с толстыми стенками и очень толстым дном, как в чистом виде, так и с добавлением льда. Допускается употребление рома с лимоном (но не с лаймом).
Правильные бокалы должны быть изготовлены из тонкого хрустального стекла высокой чистоты и прозрачности. Тяжелые, т.н. «гусевские» хрустальные бокалы с гранеными стенками запредельной толщины, широко практикуемые в родном отечестве – это кошмар. Такие бокалы нам не нужны. Бокал должен быть тонок и изящен.
Бокалы цветного стекла используются только для белых вин, их использование для красного вина недопустимо. Да и вообще, настоящий правильный бокал – всегда прозрачен. Какие-либо оформительские элементы (тонкая ажурная резьба по поверхности бокала или стальная эмблема, вплавленная в поверхность, художественные элементы в оформлении ножки, ободка) на нем могут присутствовать, но профессиональные дегустаторы таких художеств не признают.
Дегустаторы используют или русский унифицированный ГОСТовский (кстати, активно практикуемый во многих странах мира) дегустационный бокал, или произведения всемирно известной фирмы Riedel, продукция которой считается эталонной и стоит очень дорого. Безусловно, Riedel не всем по карману, да и найти его достаточно проблематично.
Из представленных на отечественном рынке производителей стоит отметить продукцию чешской фирмы Bohemia. При относительно невысокой стоимости стекло этого производителя отличается высоким качеством и изысканностью форм – короче говоря, простенько и со вкусом.
Подготовлено по материалам: www.ovine.ru
Бокал определяет размер и форму воздушной камеры надвинного пространства, в котором в результате испарения с поверхности фиксируется ароматическая составляющая вина, которая играет колоссальную роль в процессе его восприятия и определения качества.
Неправильно зафиксирован аромат – и тонкое винтажное шампанское превращается в обычное игристое вино, старый коньяк высшей категории качества – просто в хороший коньяк. Точно так же форма бокала влияет на вкус.
Рецепторы, ответственные за восприятие сладкого вкуса расположены на кончике языка, кислотность чувствуется боковыми сторонами, различные оттенки горечи язык распознает ближе к гортани, ощущение солености воспринимается примерно одинаково любым участком языка. Форма бокала позволяет направить основной поток жидкости на те участки ротовой полости, где оттенки вкуса во всем своем сложном балансе будут восприняты с наибольшей силой. Например, широкий бокал удобен для маленьких глотков при среднем положении головы, а узкий вынуждает человека слегка запрокинуть голову при глотке.
Эти два глотка попадут в разные вкусовые зоны. При неправильно выбранном бокале основа вина воспринимается в искаженном виде, а тонкие оттенки вкуса, так называемая корона, не воспринимается вообще, и коллекционный портвейн запредельной стоимости, употребляемый из стакана для минеральной воды, превращается в дешевый ординарный портвейн.
Таким образом, каждая разновидность бокала позволяет направить поток вина в нужные зоны вкусовых рецепторов, чему способствует не только форма, но и обработка края бокала – он может быть срезан под прямым углом, либо же иметь закругленный ободок, т.н. бортик.
В настоящее время существуют десятки различных видов бокалов разнообразных форм и объемов, ориентированных на определенные типы вин, конкретные виды вин и даже сорта винограда, из которых готовится то или иное вино.
Разобраться во всем этом великолепии достаточно сложно, тем более что каждый производитель бокалов в погоне за благосклонностью покупателя стремится внести в свои изделия нотку индивидуальности, нестандартности, что в отдельных случаях приводит к появлению страшных гибридов, без ущерба для «счастливого» владельца способных только стоять на полках серванта. Постараемся внести ясность в данный вопрос.
Основные формы винных бокалов – тюльпан (наиболее правильная и универсальная форма), шар (менее распространенная, но достаточно интересная форма) и лира (которую не признает абсолютное большинство виноделов и дегустаторов). Бокалы для столовых (натуральных) вин могут быть выполнены в любой из данных форм. Бутылка тихого столового вина разливается обычно на 8 бокалов.
Бокалы, как правило, заполняют на три четверти объема, высокоароматичные вина с тонкими фруктовыми тонами требуют больше воздуха в бокале, их наливают еще меньше.
Объем бокалов для красных вин примерно равен 140-180 мл и больше, для белых – 70-100 мл. Бокалы для красного вина обладают более округлыми формами, бокалы для белого вина более вытянуты. Ножка бокалов должна быть достаточно высокой, чтобы за нее можно было без затруднений взяться рукой.
Таким образом, винные бокалы для натуральных вин делятся на бокалы для белого и красного вина. Выделять же отдельные формы под различные сорта винограда не слишком целесообразно, хотя наиболее именитые производители стекла производят «сортовые» бокалы. Многие специалисты считают это винным эстетизмом, которым занимаются или дегустаторы от Бога (такие как Роберт Паркер, Роберт Мондави или Марсель Гигаль) или люди, себя таковыми считающие (в абсолютнейшем большинстве случаев, безосновательно).
Ножка бокала обхватывается всеми пятью пальцами. Ни в коем случае нельзя держать бокал двумя пальцами (указательным и большим) – как дурно пахнущее насекомое, или четырьмя – оттопырив мизинец, что считается признаком дурного воспитания. Удерживание бокала тремя пальцами – средним, указательным и большим – допускается.
Бокал необходимо удерживать на ножку или за подставку (держать бокал за подставку – дурная привычка профессиональных виноделов, своеобразная профессиональная болезнь, прекрасно воспринимаемая окружающими как неизбежное зло).
Обхватывать ладонью чашу бокала не желательно (вследствие излишнего нагрева вина), исключением является коньячный бокал, о котором будет сказано чуть ниже. Температура подачи столовых белых вин – 12-14oС, красных – 14-16oC.
Для шампанского и игристых вин предназначены бокалы формы «флют» (конус, постепенно расширяющийся вверх, а затем слегка сужающийся) и «флер» (для винтажного вина – вина урожая определенного, как правило, очень удачного, года), которая отличается от «флют» немного большим объемом за счет большей ширины в средней части и более узким горлом. «Флют» и «флер» как правило имеют емкость не более 200 мл.
Наполнять их до краев нельзя. Бокал заполняется на три четверти, но никак не наполовину или полностью. Наливают шампанское в бокал медленно, направляя струйку шампанского на наклоненную стенку бокала. Вино наливают в два приема для того, чтобы дать возможность осесть пене. Пить игристые вина залпом не следует.
Перед употреблением следует обязательно понаблюдать и оценить их игру, а также прочувствовать аромат, особенно если это хороший винтаж. Существуют бокалы для шампанского, на дне которых вырезана звездочка и даже бокалы с полой ножкой. Это сделано для усиления выделения пузырьков углекислого газа.
Стоит оговориться, что формы «флют» и «флер» условно называют «мужскими». Кроме них существует еще форма бокала для шампанского в виде широкой низкой чаши на тонкой длинной ножке, так называемый «женский» бокал, или «кюп де шампань», как говорят французы.
В настоящее время чаша практически не используется, но в середине прошлого века такой бокал имел достаточно широкое распространение. Гендерная дифференциация проистекает из утверждения (ложного), что женский организм плохо воспринимает углекислый газ.
В чаше благодаря большой площади поверхности вина происходит быстрое выделение пузырьков углекислоты, в результате чего шампанское, налитое в чашу, стремительно переходит в разряд тихих вин. Температура подачи шампанских и игристых вин – 7-9oС.
Коньячный бокал, уже успевший за последние десятилетия стать классическим (ранее применялся шарообразный бокал, немного отличавшийся от винного размером и формой) – «сниффер» – напоминает примятую снизу форму тюльпана с широкой нижней частью и узким горлом.
Его назначение – собрать максимум ароматики с большой поверхности жидкости в нижней части бокала и удержать ее в горле бокала. «Сниффер» – своеобразная квинтэссенция формы тюльпан, которая работает по тому же принципу. Коньяк наливают до уровня самой широкой части бокала.
Пропустив ножку между средним и указательным пальцами и как бы обняв бокал раскрытой ладонью, можно помочь коньяку быстрее и полнее раскрыть свой сложный букет. Объем «снифферов» сильно разнится – от 150 до 800 мл. Наиболее удачным является средний размер – 200-350 мл. Коньяк перед подачей на стол не охлаждают и, как правило, не нагревают.
Допускается нагрев коньяка на специальном станке, который представляет собой подставку с кронштейном, в который вставляется «сниффер», и под ним зажигается бездымная парафиновая или восковая свеча («сниффер» при прогревании вращают во избежание зонального перегрева). Обычно же «сниффер» подогревают рукой в течение 2-5 минут, после чего оценивают аромат, вдохнув аромат воздушной камеры бокала, и приступают к употреблению.
Водку пьют в умеренно (именно умеренно, не стоит охлаждать водку до состояния жидкого азота) охлажденном виде из узких высоких стопок. В последнее время наиболее модными считаются стопки с очень толстым, в 2-3 см, дном.
Специальные вина (портвейны, мадеры, малаги, токаи, херес) используют свой тип бокала меньшей емкости и специальной формы. В принципе, они напоминают уменьшенные копии бокалов для красных натуральных (столовых) вин. Ориентировочный объем, допустим, бокала для портвейна (который с успехом применяется и для мадеры, малаги и т.д.) составляет 120-140 мл.
И немного об экзотических напитках. Текила и мескаль употребляются из маленьких высоких стаканчиков, по необъяснимым причинам называемых мексиканцами «лошадками». Текила и мескаль обязательно употребляются с солью и лаймом.
Для граппы также используется специфический бокал, напоминающий винный бокал формы тюльпан, но со слегка раскрытыми краями, что позволяет направить узкий поток напитка на кончик языка, оттенив нюансы фруктов и минеральные составляющие во вкусе. Также допускается употребление граппы из маленьких «снифферов».
Виски и вермуты (ароматизированные вина) пьют из специального стакана под названием «таблерс» – широкого и низкого, с толстым дном. По утверждениям ценителей, только такой стакан дает возможность наиболее полно ощутить пряное жгучее послевкусие, раскрыть аромат и сделать каждый новый глоток не похожим на предыдущий. Односолодовый виски не терпит разбавления содовой или льдом – он всегда употребляется в чистом виде.
«Душа сидра» кальвадос вопреки устоявшемуся мнению пьется из бокалов для белого вина. Только наливают его меньше.
Ром, как белый так и черный, употребляют из бокала «олд-фешн» с толстыми стенками и очень толстым дном, как в чистом виде, так и с добавлением льда. Допускается употребление рома с лимоном (но не с лаймом).
Правильные бокалы должны быть изготовлены из тонкого хрустального стекла высокой чистоты и прозрачности. Тяжелые, т.н. «гусевские» хрустальные бокалы с гранеными стенками запредельной толщины, широко практикуемые в родном отечестве – это кошмар. Такие бокалы нам не нужны. Бокал должен быть тонок и изящен.
Бокалы цветного стекла используются только для белых вин, их использование для красного вина недопустимо. Да и вообще, настоящий правильный бокал – всегда прозрачен. Какие-либо оформительские элементы (тонкая ажурная резьба по поверхности бокала или стальная эмблема, вплавленная в поверхность, художественные элементы в оформлении ножки, ободка) на нем могут присутствовать, но профессиональные дегустаторы таких художеств не признают.
Дегустаторы используют или русский унифицированный ГОСТовский (кстати, активно практикуемый во многих странах мира) дегустационный бокал, или произведения всемирно известной фирмы Riedel, продукция которой считается эталонной и стоит очень дорого. Безусловно, Riedel не всем по карману, да и найти его достаточно проблематично.
Из представленных на отечественном рынке производителей стоит отметить продукцию чешской фирмы Bohemia. При относительно невысокой стоимости стекло этого производителя отличается высоким качеством и изысканностью форм – короче говоря, простенько и со вкусом.
Подготовлено по материалам: www.ovine.ru
Пока комментариев нет